Думские вехи-2013

Апрель – по традиции отчетный месяц в городской Думе. На пленарном заседании выступил с докладом по итогам 2013 года. С полным вариантом текста можно познакомиться на сайте Думы, а здесь хочу акцентировать внимание на ряде ключевых моментов.

В 2013 году Пермь встречала 290-летие, что, безусловно, добавило нам работы по планированию, подготовке и проведению всей юбилейной повестки в течение года. Считаю, что нам удалось провести все мероприятия на достойном уровне, включая День города. Этот опыт будем использовать и в дальнейшем.
Что касается непосредственно депутатских дел, то в 2013 году Дума подтвердила свой статус идеолога городского развития, не раз демонстрировала жесткую позицию в отстаивании своего мнения и своих решений. Приоритетными направлениями для нас были бюджетный процесс, совершенствование нормативно-правовой базы, контрольная, представительская функция, обеспечение открытости и доступности местной власти. Анализ показал, что мы продвинулись вперед по каждому из приоритетов.
В сфере бюджетной политики Пермь является признанным «законодателем мод» в Приволжском федеральном округе. Несмотря на достаточно сложный исходный бюджетный сценарий, мы лидируем по доходной части бюджета, объему налоговых поступлений, собираемости НДФЛ, земельного налога. При этом в качестве базового принципа мы проповедуем отказ от дополнительной нагрузки в лице новых расходных обязательств при наличии не выполненных и не обеспеченных в полном объеме полномочий органов местного самоуправления. Это та гарантия, которая оберегает Пермь от бюджетных потрясений. Еще один принцип – сбалансированность и бездефицитность бюджета, из которого мы исходили и при подготовке главного финансового документа на 2014 год. Это позволяет не увязнуть в кредитах, стимулирует администрацию к поиску налоговых и неналоговых источников доходов, заставляет бережно относиться к расходованию средств. И хотя вопросы к чиновникам по расходам остаются, подвижки в правильном направлении тоже есть.
В минувшем году большое внимание было уделено исполнению Указов Президента России. За счет городского бюджета мы увеличили фонд оплаты труда в социальной сфере и среднюю зарплату работников культуры на 537 миллионов рублей. Более полутора миллиардов предусмотрено на выполнение президентских Указов в 2014 году.
Мы перешли к программной структуре бюджета, сейчас в Перми действует 21 муниципальная программа, планируется в этом году разработать еще две – по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и по социально-экономическому развитию. Кроме того, в Перми успешно заработала модель публичного бюджета, с которым может ознакомиться теперь каждый желающий. Это важно в целях обеспечения открытости финансовой политики города, обеспечения свободного доступа граждан к бюджетным данным.
Решая задачу по совершенствованию муниципальной нормативно-правовой базы, депутатский корпус в 2013 году возобновил работу над Стратегией социально-экономического развития Перми до 2030 года (СЭР). На прошедшей 22 апреля 2014 года пленарке Стратегия была принята нами в третьем чтении. Уверен, депутаты примут самое активное участие в подготовке на ее основе Программы СЭР. Планируем сделать этот процесс гласным, привлечь экспертное сообщество и всех заинтересованных жителей краевого центра.
Сквозной темой прошлого года стала транспортная. Думская рабочая группа активно проявила себя, было принято Положение о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок на регулярных маршрутах, и в первом чтении — Порядок формирования единой маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования. В этом году продолжим и, надеюсь, выйдем на оптимальную модель транспортной системы.
Наконец, в минувшем году федеральное законодательство «подарило» нам еще одну сферу ответственности – межнациональные и межконфессиональные отношения. Мы достаточно оперативно сумели на этот «подарок» отреагировать, собрать под эгидой Думы конструктивные общественные силы и создать Совет, который будет курировать тему.
На мой взгляд, одна из основных задач городской Думы – организация и осуществление контроля. Мы довели до логического завершения вопрос о целевых показателях деятельности администрации, определили их значения по каждой из 75 позиций. Целевые показатели сегодня лежат в основе муниципальных программ, заложены в Стратегию СЭР, обязательны к учету при разработке инвестпроектов. Именно по этим показателям с 2014 года будет отчитываться глава администрации краевой столицы. Таким образом, мы создали четкий и понятный критерий оценки, а также стимул для усиления эффекта деятельности исполнительного органа.
У нас есть и практические формы контроля. В частности, в 2013 году активно использовалась такая форма, как выездные заседания думских комитетов. Внимание уделялось наиболее знаковым для города объектам, таким, как набережная, ул. Героев Хасана, Маршала Рыбалко, теме ремонта фасадов на ул. Ленина. Материалы по итогам выездов направлялись в КСП и прокуратуру города.
Осенью 2013 года была создана временная депутатская комиссия по расследованию обстоятельств ЧП в школе № 40. В результате администрации Перми было рекомендовано пересмотреть систему организации питания в образовательных учреждениях, перейти от аукционов к конкурсам с акцентом на качестве питания и квалификации персонала.
И конечно, мы ценим сложившуюся практику взаимодействия с КСП города Перми. Квалифицированные и аргументированные заключения по каждому проекту решения, готовность выступить с пояснениями на профильных комитетах отличают работу специалистов пермской КСП с лучшей стороны. Неслучайно именно в Перми в мае 2014 года пройдет Всероссийская конференция ассоциации муниципальных контрольно-счетных органов. Кроме того, мы завели в регулярный режим встречи с прокурором города, сотрудниками надзорного ведомства в рамках подписанного между нами Соглашения. В 2013 году подобный документ подписан и с пермским УФАС, готовим Соглашение с Управлением МВД России по Перми.
Реализация представительской функции Думы наиболее предметно проявилась в деятельности рабочей группы по вопросам ЖКХ, благоустройства и транспорта при Окружном консультативном совете, который был создан по инициативе Михаила Викторовича Бабича. В 2013 году в качестве председателя группы я провел 7 заседаний. А всего за время своей деятельности мы сформулировали 140 предложений, изменения в 7 кодексов РФ и 12 постановлений Правительства. Продолжается участие Перми в работе Правления Совета муниципальных образований Пермского края, заседаниях Правления Союза российских городов, мероприятиях ассоциации «Города Урала». Удалось выстроить конструктивный диалог с комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и местному самоуправлению. Используем возможности участия в заседаниях Законодательного собрания нашего региона и краевого правительства. Представители Думы принимали активное участие в разработке проекта закона «О статусе административного центра Пермского края». Сейчас проект внесен губернатором на рассмотрение регионального парламента.
Есть и встречное движение: часто выездные заседания комитетов ЗС, консультативного совета проходят на площадке городской Думы, краевые коллеги приходят на открытые приемы жителей в районах Перми. На заседаниях рабочих органов Думы, комитетах, пленарных заседаниях регулярно присутствуют представители губернатора и его администрации, Правительства края.
В заключение подчеркну, что именно в 2013 году Пермская городская Дума стала в полном смысле этого слова открытой. Сегодня мы первыми в России внедряем в работу «Стандарт открытости», созданный в сотрудничестве с общественными экспертами, сделали постоянным механизмом взаимодействия с гражданским обществом «круглые столы» по самому широкому спектру вопросов, создали систему Советов при Пермской городской Думе, на заседаниях которых нет запретных тем. В 2013 году стартовала работа по созданию концепции поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Перми, и на мартовской пленарке мы приняли это документ – и вновь первыми в стране. Пермские ТОС продолжают оставаться ключевым партнером и союзником Думы в реализации мероприятий в районах и микрорайонах краевой столицы, и мы только усиливаем плотность и эффективность нашего взаимодействия, укрепляем кадровый потенциал и результативность ТОС.
Уверен, сегодня у городской Думы есть все необходимое для проведения избранного стратегического курса. Прошедший год показал наш потенциал и наши возможности и нынче мы просто не имеем права сработать слабее этих возможностей. У V созыва депутатов осталось два года и необходимо выйти в этот период на максимально полезные для горожан результаты.

Оставьте комментарий